?

Log in

No account? Create an account

belarus_eot


Беларусь Патриотическая

Вперед и вверх!


Previous Entry Share Next Entry
Русское устное народное творчество. Былины - Наука о литературе (Вып. 10)
fedorova_tl wrote in belarus_eot

Из уст в уста




«Язык есть исповедь народа.

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной».


П. А. Вяземский, поэт 19 века


Былины



Былины или старИны, как их называли сами сказители и их слушатели, - эпические песни о древнерусских богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, о новгородском гусляре Садко, о заезжем богатыре Дюке Степановиче.


Былины эти «пели», сказывали своеобразным мерным напевом. Начиналась былина с запева. Иногда это всего несколько слов. Иногда – целая самостоятельная картина. Запев, открывающий былину, чаще всего не был связан непосредственно с её сюжетом, а вместе с концовкой, называемой сказителями исходом былины, составлял обрамление повествования. Исход былины иногда тоже разрастался в самостоятельную поэтическую картину.

Сказитель не мог бы удерживать в памяти многие десятки тысяч стихов, если бы в былинных текстах не повторялись веками выработанные, так называемые типические формулы, или общие места, которыми он может воспользоваться в своём повествовании: описание пира, поездочки богатырской, прихода богатыря в княжеские палаты, седлания коня и т. д.

Устойчивы и другие приёмы былины, переходящие из одного произведения в другое, - постоянные эпитеты (образные определения, которые дают художественную характеристику явлению или предмету), гиперболы (непомерные преувеличения изображаемых явлений) и т. д.

В совокупности все эти приёмы создают медленно развёртывающееся торжественное монументальное повествование о подвигах могучих богатырей, всегда готовых встать на защиту родной русской земли.

Самый популярный русский богатырь, воплощающий в себе лучшие качества человека: смелость, честность, верность, беззаветную любовь к родине, - Илья Муромец.

Былины рассказывают о его чудесной силе, о борьбе с Соловьём-разбойником, с захватчиком Идолищем поганым, о победе над Калином-царём, о ссоре с князем Владимиром.


Васнецов «Три богатыря» 1898

С ним вместе на заставе богатырской смелый и добрый, но любящий прихвастнуть Алёша Попович и умный, образованный по тому времени Добрыня Никитич. Все они воины – защитники Киевского государства.

Совсем другой мир раскрывается в новгородских былинах об удальце Василии Буслаеве, не верящем ни во что, кроме своей силы и смелости; о гусляре Садко, чарующем своей игрой морского царя.



Рерих Н. К. «Садко» 1909-1910

В новгородских былинах перед нами развёртывается жизнь богатого города Новгорода с его широкими международными торговыми связями.

Одна из лучших русских былин – былина о пахаре Микуле Селяниновиче, наделённом чудесной богатырской силой и олицетворяющем русский народ.


Рерих Н. картина «Микула Селянинович», 1910

Отдельные былины (так же как и народные сказки) были записаны уже в 17 веке. Их публикация началась в 18 веке. С тех пор вышло много таких сборников, подготовленных как учёными и литераторами 19 века, так и нашими современниками.

[Приложение]
Алексей Константинович
Толстой (1817-1875)

Баллады А. К. Толстого являются значительным фактом в истории русской поэзии.

Илья Муромец

Под бронёй с простым набором,

Хлеба кус жуя,

В жаркий полдень едет бором

Дедушка Илья;

Едет бором, только слышно,

Как бряцает бронь,

Топчет папоротник пышный

Богатырский конь.

И ворчит Илья сердито:

«Ну, Владимир, что ж?

Посмотрю я, без Ильи-то

Как ты проживёшь?

Двор мне, княже, твой не диво!

Не пиров держусь!

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба кус!

Но обнёс меня ты чарой

В очередь мою –

Так шагай же, мой чубарый,

Уноси Илью!

Без меня других довольно:

Сядут – полный стол!

Только лакомы уж больно,

Любят женский пол!

Все твои богатыри-то,

Значит, молодёжь;

Вот без старого Ильи-то

Как ты проживёшь!

Тем-то я их боле стОю,

Что забыл уж баб,

А как тресну булавою,

Так ещё не слаб!

Правду молвить, для княжого

Не гожусь двора;

Погулять по свету снова

Без того пора!

Не терплю богатых сЕней,

Мраморных тех плит;

От царьградских от курений

Голова болит!

Душно в Киеве, что в скрине*,

Только киснет кровь!

Государыне-пустыне

Поклонюся вновь!

Вновь изведаю я, старый,

Волюшку мою –

Ну же, ну, шагай, чубарый,

Уноси Илью!»

И старик лицом суровым просветлел опять,

По нутру ему здоровым воздухом дышать;

Снова веет воли дикой на него простор,

И смолой, и земляникой пахнет тёмный бор.

Май 1871

*Скриня (скрыня) – по словарю Ушакова: ларец, сундук.






  • 1
На былинах воспитывалось подрастающее поколение. Молодежь, слушая рассказчиков соприкасалась с историей своей страны, обретая в былинных героях образы для подражания. Очень важно понимать, что русская культура, а в частности проза и поэзия формировалась в том числе, благодаря былинному творчеству.

Интересно ведь: как сны толковать пытаются - из желания понять себя; так здесь: толковать былины народа, чтобы понять свой народ, и - опять же - себя.

  • 1